«Дарите навыки вместо игрушек»: как поздравлять с Новым годом детей-сирот
«Афиша» поговорила с директором благотворительного фонда «Дети наши» Варварой Пензовой о том, почему вредно дарить воспитанникам детских домов игрушки и айфоны и что делать, если вы действительно хотите помочь.
О том, как в детских домах отмечают Новый год и дни рождения
Конечно, во всех детских учреждениях такие события празднуются по-разному. В больших детских домах нет возможности индивидуализировать эти праздники. Например, вместо обычного дня рождения празднуется торжественный день именинника, когда поздравляют одновременно человек двадцать, — так что и ощущения праздника в таком случае нет.
Варвара Пензова, директор благотворительного фонда «Дети наши»
Фотография: из личного архива
Бывает и по-другому: например, в нашем подопечном Шаталовском детском доме дети живут небольшими семейными группами по восемь, максимум десять человек. Дети в группах разных возрастов, они живут с постоянными мамами-воспитателями. Здесь празднования проходят гораздо теплее и уютнее: дети готовят друг другу открытки, своими руками мастерят поделки, вечером все собираются за одним столом на праздничный ужин, который приготовили тут же, в кулинарной студии (проект, который действует при поддержке нашего фонда). Дети учатся в обычной общеобразовательной школе, и у них есть возможность позвать своих друзей из школы в гости на праздник.
С Новым годом все грустнее: получить индивидуальное внимание, которое так необходимо ребенку, практически невозможно. С 20 декабря по 10 января у детей постоянно проходят праздники. Это и муниципальные елки, и какие-то бесплатные билеты от спонсоров, и поездки в другие города (иногда даже одним днем, что для детей утомительно), и утренники, устраиваемые самим учреждением, и новогодние праздники от волонтеров (которых может быть два-три в день, если это выходной). За это время ребенок может получить 10–20 сладких новогодних подарков от совершенно неизвестных ему людей. Такие подарки дети не ценят, потому что это не проявление дружбы или любви, а как бы некая «обязанность» окружающих по отношению к ребенку. Почему? Потому что он сирота. То же правило действует и в другие праздники — 8 Марта, 23 Февраля, в столь любимый спонсорами День защиты детей. В итоге весь опыт, который ребенок извлекает из происходящего, «меня должны радовать и ублажать, потому что я сирота».
Надо ли говорить, что после выпуска в самостоятельную жизнь бывшего детдомовца ожидает неприятное открытие: его никто не обязан радовать, он больше никому не интересен, а чтобы получить подарок, которые ему раньше возили мешками — плеер, телефон, новые кроссовки, скейтборд, — нужно сначала на это заработать. А чтобы заработать, нужно устроиться на работу. А чтобы устроиться на работу, нужно правильно составить резюме. Нужно учиться и сдавать экзамены.
Тут возникает диссонанс между тем, как ребенка учили жить — по жесткому распорядку дня учреждения, без возможности принимать решения, без возможности делать выбор, — и самостоятельной жизнью, где все нужно делать самому.
Конечно, это относится не ко всем детским учреждениям, но, к сожалению, ко многим. В региональных детских домах, которые находятся в глухих деревнях, проблемы другие — не избалованность детей, а недостаточная обеспеченность финансами: не хватает на хороший ремонт, качественную одежду и многое другое. В наших подопечных учреждениях проблема неприспособленности выпускников к реальной жизни стоит не так остро, потому что целых 11 проектов направлены именно на то, чтобы детей к этой жизни подготовить. И, судя по нашей статистике, справляемся мы неплохо. Но так происходит далеко не везде, ведь в большинстве своем спонсоры и корпоративные волонтеры, которые ездят в детские дома устраивать праздники, думают не об эффективности помощи, а стараются «подарить деткам праздник», «подарить ребенку улыбку». Им не приходит в голову, что отсутствие праздника или улыбки (а праздников, как вы понимаете, там вообще хватает) — это, прямо скажем, не самая серьезная проблема детдомовских ребят.
Сафоновский детский дом-школа
Фотография: Надежда Белова
О том, откуда у воспитанников детских домов появляются одежда и игрушки
Одежда, обувь и другие личные вещи (в том числе игрушки) закупаются детским учреждением в соответствии с государственными нормами. Сумма, которая тратится на одного человека, определяется нормами конкретного региона. Многие учреждения устраивают тендеры, и выигравшая компания обеспечивает детский дом необходимыми вещами в течение установленного срока.
В некоторых учреждениях дети имеют возможность выбирать одежду сами — в магазине, в сопровождении воспитателя. Но такое бывает нечасто.
Например, в нашем подопечном детском доме цепочка выглядит так: воспитатель определяет потребность и передает информацию завучу по воспитательной работе, та аккумулирует информацию от разных воспитателей и передает ее кастелянше; она, в свою очередь, либо выдает необходимое из запасов, либо передает информацию главному бухгалтеру — для осуществления заказа.
На каждого ребенка ведется учет выданных ему вещей, у каждой вещи — свой срок носки. Например, зимняя куртка носится два года, затем должна приобретаться новая. Конечно, если вещь сносилась раньше (порвалась, потерялась), она приобретается раньше, если у учреждения есть такая финансовая возможность.
Специалисты в наших детских учреждениях стараются при этом обеспечивать индивидуальный подход к детям — просят компанию-подрядчика присылать вещи разных цветов, размеров и фасонов, чтобы дети не ходили в одинаковых куртках группами по 30 человек. Получается не всегда.
Сафоновский детский дом-школа
Фотография: Надежда Белова
О чем мечтают дети
Тут важно различать мечты и подарки. Большинство детей мечтают об одном — попасть в семью. Только — в соответствии с их жизненным опытом — могут говорить об этом, а могут переживать молча, держать это в себе.
Письмо с новогодним желанием «найти маму» или «вернуться домой» пишут те, кто помладше, — кто наивен и верит, что Дед Мороз или тетя, прочитавшая письмо, смогут сделать что-то, чтобы их забрали из детского дома. Те, кто старше, подходят к этим вопросам практично. Просят о материальном, причем по принципу «проси больше, тогда хоть что-нибудь получишь».
В письмах из одного учреждения, как правило, фигурируют одни и те же «заказы»: дети просят то же, что попросил сосед, так как свои желания и интересы сформулировать не могут. Ценность заказываемой вещи они представляют себе условно — за просьбой об айфоне может стоять просто желание заходить в «ВКонтакте» и переписываться с друзьями; они и не подозревают, что айфон для таких целей — это очень дорого. Ведь рядом нет взрослого, который проведет подготовительную работу, поможет оценить, нужен ли такой гаджет, соотнесет с достатком семьи — может ли семья позволить себе эту покупку, предложит более экономичную альтернативу.
В любой семье, вне зависимости от ее достатка, родители не покупают ребенку все, что он захочет, всегда происходит фильтрация. В детском доме такую фильтрацию проводить некому — ребенок просто получает айфон (или два-три айфона, если учреждению «повезло» с приезжающими волонтерами), после чего некоторое время играется с приобретением, затем меняет его на что-то более интересное: на клевый шампунь соседки, или вкусную жвачку, или сигареты — зависит от обстоятельств.
Кулинарная студия в Сафоновоском детском доме-школе
Фотография: Надежда Белова
Как правильно поздравлять сирот
Как бы вы отнеслись к тому, что вашему ребенку незнакомые дяди и тети дарят разные подарки? Какие качества, на ваш взгляд, это развивало бы в нем? Точно так же возможность получать подарки от незнакомцев развивает в детях из детских домов ожидание, что кто-то должен исполнить их желание — потому что он же сирота, он же в детском доме.
Игрушка отвечает сиюминутным желаниям ребенка, которые могут измениться между написанием письма Деду Морозу и получением подарка. Вы не можете контролировать, единственное ли письмо написал этот конкретный ребенок и единственный ли вы даритель. Не исключено, что точно такой же подарок он получит за день до вашего — а может быть, и не один. Вы, приехав в детский дом один раз на Новый год, проконтролировать этого не сможете. Воспитатель или волонтер, с которым вы передадите подарок, если не приедете сами, заниматься этим тем более не станут. Более того, подарки, передаваемые через руководство (директора, завуча, воспитателя), часто становятся инструментом воспитания ребенка. Если он провинился, подарок могут отдать ему не сразу или даже вовсе передарить другому ребенку.
Поэтому участвовать в жизни сирот исключительно в роли дарителя не просто бессмысленно, но и вредно. Вредно потому, что закладывает неправильное представления о мире. Вы можете дарить подарки на праздники и дни рождения, если общаетесь с ребенком в детском доме регулярно, если знаете его лично (не просто пол-возраст), если ваш подарок будет для него иметь ценность не только как вещь, но как знак внимания от близкого ему человека.
В любом другом случае, если вы хотите помочь ребенку из детского дома, гораздо правильнее будет поддержать программы помощи. Тут уж можно выбрать на свой вкус — помощь в поиске семьи, помощь в подготовке к самостоятельной жизни, помощь в образовании и развитии. Чтобы направить эти желания в правильное русло, мы придумали акцию «Дарите навыки вместо игрушек». За примерную стоимость подарка можно подарить детям возможность заниматься в творческих и ремесленных мастерских. Проведение одного занятия в мастерской для 10 детей стоит примерно 500 рублей — это оплата работы преподавателя, покупка расходных материалов, какие-то сопутствующие расходы (например, в кружке цветоводства таким расходом может быть поездка в ботанический сад).
Мастерские и кружки радуют и занимают детей весь год, и они обязательно пригодятся в жизни. Обычный подарок, будь то игрушка, плеер или айфон, такой возможности не дает.
Воспитанники Сафоновского детского дома-школы
Фотография: Надежда Белова
Чему дети могут научиться в кружках и мастерских
В данный момент фонд «Дети наши» поддерживает в подшефных учреждениях около 20 кружков и мастерских. Около — потому что периодически появляются новые направления; например, в 2016 году в Шаталовском детском доме появится сапожное дело, в Сафоновской школе-интернате не так давно появился кружок «Юный мультипликатор». Дети учатся самым разным вещам: ухаживать за растениями, делать аппликации из соломки или плести разные штуки из бисера, они танцуют и поют в школе театрального мастерства, шьют в кружке «Лоскуток», слесарничают в столярной мастерской, учатся водить машину и осваивают компьютер.
Это не только решает задачу организации досуга воспитанников учреждения, но и положительно влияет на психику (повышение самооценки, контакт с единомышленниками, самореализация) и общее развитие (например, бисероплетение и плетение соломки улучшают мелкую моторику — а она, в свою очередь, развивает речь).
Ребята приобретают навыки, которые пригодятся им в самостоятельной жизни после выпуска, и пробуют себя в различных профессиях, так что мастерские имеют и некий профориентационный эффект.
Сафоновский детский дом-школа
Фотография: Надежда Белова
Как узнать, смогут ли дети в дальнейшем воспользоваться полученными навыками
Воспитание детей — процесс малопредсказуемый. Мы можем предлагать им разные варианты и пути развития, поддерживать их на этом пути, но гарантировать результат не может никто. И оценить его очень непросто. Точно так же, как это происходит с детьми в семье: не все, кто занимался в детстве танцами, сделает это профессией, но осанка, стройность, умение владеть своим телом останутся на всю жизнь.
В этом году мы постарались оценить связь нашей работы в детских учреждениях и благополучие в жизни выпускников. Специалистами фонда было проведено исследование — мы опросили 262 выпускника 2008–2014 годов наших подшефных учреждений. Выяснилось, что активные участники наших проектов вполне благополучны в 73% случаев, в то время как в других категориях (не участвовавшие в проектах или участвовавшие пассивно) этот показатель около 20%.
Это очень большая разница — и мы не приписываем этот успех исключительно занятиям в мастерских, конечно. При таком анализе приходится учитывать очень большое количество факторов: как долго ребенок находился в сиротском учреждении, в каком возрасте в него попал, поддерживал ли контакт с родной семьей. Проблем детей в детских домах так много, что их нельзя решить одной только поддержкой кружков. Поэтому в рамках нашей программы мы занимаемся и профориентацией, и семейным устройством, и профилактикой ранних беременностей у старших воспитанниц интернатов, и восстановлением связи ребенка с его родственниками. Ведь то, что разрушалось годами, нельзя восстановить в одночасье, просто записав ребенка в кружок цветоводства.
Сафоновский детский дом-школа
Фотография: Надежда Белова
Что дети думают о занятиях
Участие в кружках добровольное. То есть дети сами решают, хотят они их посещать или нет, —если они туда ходят, значит, им это нравится. Участие в кружках — это также редкая для детского дома возможность выбора: ходить или не ходить, если ходить, то куда именно и как часто?
Наше исследование также показывает, что даже после выпуска около 40% ребят вспомнили, чем занимались в детском доме, а около 10% прямо признались, что эти занятия пригодились им в жизни. 10 человек вспомнили занятия по домоводству, пятеро упомянули вокал и хореографию; говорилось также о работе с деревом (столярная мастерская), спортивных занятиях, вождении автомобиля, парикмахерском искусстве и вышивании.
При этом три из пяти самых популярных у выпускников профессий непосредственно связаны с их занятиями в интернате: автомеханик, повар, парикмахер.
Волонтеры в Сафоновском детском доме-школе
Фотография: Надежда Белова
Почему навыки важнее, чем игрушки
Дети в детском доме — это дети в беде, в неестественной ситуации и в среде, которая сильно искажает их потенциал и будущее. Человек, который хочет сделать подарок ребенку на Новый год, хочет сделать добрый поступок, хочет исполнить желание, мечту. Но по-настоящему добрым и мудрым поступком будет в этой ситуации помощь с решением проблемы ребенка, а не сиюминутная радость дарителя, которая ни на миллиметр не поможет решить настоящую проблему. Желая сделать подарок воспитаннику детского дома, нужно в первую очередь задать себе вопрос: для него ли я это делаю или для себя? Интересует ли меня, как дальше сложится жизнь этого конкретного ребенка?
Кто-то может сказать — разве все станет настолько плохо от одного-единственного подарка? Да, один подарок не станет проблемой. Только в своей идее «подарить радость сироте» вы совсем не одиноки. Эта идея (за счет простоты реализации) активно используется муниципалитетом и администрацией города, государственными компаниями, которые расположены поблизости, коммерческими компаниями — все они, будьте уверены, уже организуют что-то подобное. В итоге усилия стольких людей направляются в русло, которое совершенно не приближает проблему к решению, а лишь усугубляет ее.
Сафоновский детский дом-школа
Фотография: Надежда Белова
Как быть, если вы хотите помочь воспитанникам детского дома
Вариантов тут масса, и выбор зависит от того, как именно вы готовы помогать. Готовы помогать финансово — поддержите фонд, который профессионально занимается помощью сиротам. Определить профессиональность и прозрачность фонда не очень сложно: на сайте должны присутствовать отчеты о полученных и расходованных средствах, а в новостях должно быть написано не только «мы устроили праздник для детей!», но и более скучные новости — например, о повышении квалификации персонала детского дома, о профориентационном тестировании для детей, о встрече ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Все это, может быть, не так весело читать и смотреть, как про праздник с воздушными шариками и клоунами, но именно такие скучные ежедневные действия меняют систему изнутри. Проще всего, поддерживая конкретный фонд финансово, подписаться на ежемесячное пожертвование на любую удобную вам сумму — например, у нас на сайте это легко сделать, поставив при пожертвовании галочку «ежемесячно».
Если у вас есть время, которое вы готовы уделить детям, то вы можете, например, стать волонтером фонда или наставником для ребенка. Наставник — это старший друг, который делится с ребенком жизненным опытом, подает пример, как поступать в различных ситуациях, помогает выстраивать отношения с людьми и миром в целом. Но, становясь наставником, нужно понимать, что это не на один день и даже не на один месяц — проекты наставничества долговременны и требуют самоотдачи, ведь теперь вы несете ответственность за человека, который уже терял близких.
В фонде «Дети наши» проект наставничества «Будем вместе» пока действует только на территории Смоленской области, но при желании такой проект можно найти у другого фонда, работающего в вашем регионе, — вас научат, как правильно общаться с сиротой, что делать и чего не делать (например, не превращаться из друга в спонсора), обозначат длительность проекта, проведут тестирование (чтобы вы максимально подходили ребенку), убедятся, что вы вообще в состоянии стать наставником (не имеете психологических отклонений, судимостей и т.д.).
Помочь воспитанникам детских домов можно, просто распространив эту статью среди друзей. Ведь чем больше людей узнает о том, как правильно и эффективно помогать, тем быстрее мы вместе изменим жизнь детей к лучшему.
информация взята с сайта http://changeonelife.ru/2015/12/03/darite-navy-ki-vmesto-igrushek-kak-pozdravlyat-s-novy-m-godom-detej-sirot/