КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ОТ 12.05.14 г.

Друзья! Представляю вашему вниманию Наталью Медведеву, педагога-психолога, руководителя службы сопровождения замещающих семей КГОКУ «Детский дом № 4 г. Владивостока». Я обратилась к Наталье с просьбой ответить на волнующие нас всех вопросы. Итак, консультация первая  🙂 и в добрый час!

«Безусловно, польза от общения с волонтерами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просто огромная. Каждому ребенку для полноценного развития необходима привязанность — взрослый обеспечивает ребенку безопасность, а следовательно, выживание. Если никакой привязанности нет, у малыша нет и чувства безопасности в этом мире, он все время в состоянии острейшего стресса. Достаточно нам, взрослым, вспомнить себя в моменты, когда мы сильно волнуемся — например, перед очень важным экзаменом, или когда что-то случилось с кем-то из близких. Все наши душевные силы в это время сосредоточены на том, чтобы преодолеть стресс, и очень сложно при этом решать какие-то важные интеллектуальные задачи, например. У детей, оставшихся без своего взрослого, уровень тревоги все время повышен, они не могут с любопытством изучать этот мир, как малыш, который в любой момент может прильнуть к маме и найти у нее защиту. Не познавая мир, находясь в состоянии постоянного стресса, ребенок как бы замирает в своем развитии. Постоянные и стабильные отношения с кем-то из взрослых дают ребенку чувство стабильности, необходимое для развития. Ведь вокруг него постоянно сменяются лица людей, он никому из них не принадлежит, вокруг полно чужих «великанов», из чего можно принять картину мира как хаотичную и опасную. Человек, который приходит к малышу постоянно и помогает ему учиться общаться и познавать этот мир — это оазис надежности, это точка опоры.

Конечно, волонтер, сознательно принимая решение работать над отношениями с ребенком, должен идти на это не из жалости, не под влиянием эмоций — увидели сиротку, жалко, попытаюсь помочь. Желание помочь — это здорово, это основной и главный мотив волонтерской деятельности, он должен быть намного сильнее жалости. Ведь любая эмоция проходит, а постоянная помощь детям — это труд, это ответственность. Поэтому, прежде чем браться за это, без сомнения, нужное дело, лучше всего сначала сесть и самому себе постараться честно ответить — зачем я это делаю? Зачем мне это нужно?
Помогая детям, общаясь с ними, вы отдаете и получаете — энергию, эмоции, чувства. Не старайтесь отдать больше, чем можете. Если вы видите, что ребенок привык к вам, привязался, но не собираетесь принимать его в свою семью — не вините себя за это ни в коем случае. Принятие ребенка в семью — шаг очень ответственный, и он отнюдь не является меркой нашей человечности, порядочности и т.п. Это сугубо индивидуальное решение. Никто не может и не должен давить на вас в этом вопросе. Насколько вы готовы участвовать в жизни детей — настолько и участвуйте, не вешайте на себя груз лишней ответственности.

Если вы уже занимаетесь волонтерской деятельностью, то:
— следите за тем, чтобы ваше общение с детьми было по возможности упорядоченным: встречи в одно и то же время, в определенные дни недели, с одним и тем же ребенком (двумя, тремя, но без смены взрослых для детей);
— помимо материальной помощи (вещи, фрукты, игрушки и т.п.) огромное значение имеет просто общение — не старайтесь превратить каждую встречу в праздник, будет лучше, если вы просто спокойно пообщаетесь и поиграете с ребенком;
— говорите с детьми, будьте «радио», называйте все предметы, цвета, рассказывайте стишки, сказки — чем больше говорите, тем лучше;
— если с ребенком уже есть контакт, старайтесь часто прикасаться к нему;
— говорите малышу о том, как вам нравится проводить с ним время, какой он замечательный — замечайте новое слово, новое умение, радуйтесь первому шагу…

Ирина, на этом пока все, удачи вам в начинаниях!»

С уважением,
Наталья Медведева
педагог-психолог, руководитель службы сопровождения замещающих семей КГОКУ «Детский дом № 4 г. Владивостока»