Ой люлі, люлі, Налетіли гулі, налетіли гулі, Та й сіли на люлі. Стали думать і гадать, Чим дитятко годувать: Чи бублечком, чи медком, Чи солодким молочком… ой ли люли люли Налетели гули Налетели гули да сели на люли Стали думать и гадать Чем сестрицу угащать иль пряничком иль рожком иль кашею с молоком Э-э-э! Люли, люли! Налетели гули! Налетели, налетели! На воротца сели, А воротца скрип, скрип! А ребенок спит, спит! В украинском и русском просторечии для описания человека,
отличающегося «своеобразностью» поведения, чудаческими выходками, необычностью эмоционального реагирования, неловкостью во время взаимодействия с другими людьми и прочими «странностями», используется идиома «недоколыханый». На Востоке про не очень хорошего человека говорят «Ему мама колыбельных не пела». Это выражение (недоколыханый) содержит одновременно и народные наблюдения, и примету, и предостережение или наставление относительно психологических последствий «недоколыханости». На сегодняшний день народные наблюдения подтверждены медицинской и психологической практикой. Существенный вред может нанести мозгу ребенка просто отсутствие необходимой заботы. Сами по себе условия, в которых содержался ребенок в раннем детстве, могут становиться причиной глубоких физических аномалий. Так американский психиатр Брюс Перри приводит данные, согласно которым у сирот, которых оставляли изнемогать в казенных домах, без нежности, любви и внимания, размер головы оказывались меньше нормы, а мозг был очень маленьким. Известны случаи, когда в отношении лишенных необходимой заботы в младенчестве, психологически травмированных и заброшенных детей эффективно применялись методы укачивания уже в более позднем возрасте. Такие дети нуждаются в повторяющемся получении опыта, который соответствует потребностям того возраста, в котором они пропустили необходимые для развития стимулы, вне зависимости от своего фактического возраста. Для таких детей чрезвычайно важны покачивания, прикосновения и ритмичность, которые они не получили в младенчестве, — опыт, который необходим для правильного развития мозга. Существует определенная категория детей, поведение которых является «странным», при этом они не демонстрируют классических симптомов ни аутизма, ни шизофрении, ни каких-либо иных психических расстройств, служащих основанием для постановки диагноза. Часто поведение таких детей сходно с поведением детей, отягощенных такими заболеваниями, но они не обладают, к примеру, «душевной глухотой» и безразличием к отношениям, которые присущи аутизму, или нарушениями, свойственными шизофрении. Детям, социально инертным, неуклюжим, демонстрирующим диковинное поведение, часто и навешивается ярлык недоколыханости. Стержневой принцип развития мозга состоит в том, что функции нервной системы формируются последовательно. Формирование отделов, развивающихся позднее (высшие функции), отчасти зависит от входящих сигналов из низших, ранее развивающихся отделов. Когда одна система не получает того, что ей необходимо, тогда более поздние структуры, зависящие от нее, могут также развиваться неправильно, даже если специфические для них внешние стимулы обеспечиваются должным образом. Ключ к здоровому развитию – получение правильного опыта в правильном количестве и вовремя. Проблемы могут начаться в раннем младенческом возрасте, когда активно развиваются нижние и самые центральные отделы мозга, в случае, если ребенок не получает необходимых стимулов. Эти системы реагируют на ритм и прикосновение: регулирующие центры ствола головного мозга контролируют сердечный ритм, повышение и понижение концентрации нейромедиаторов и гормонов в течение дня и ночи, движения при ходьбе и другие системы, которые должны поддерживать ритмичность для нормального функционирования. Физические выражения любви необходимы для стимуляции химической активности соответствующей области. Без такой стимуляции развитие ребенка может быть замедленным. Дети и взрослые, пережившие отсутствие необходимой заботы в раннем возрасте, с трудом или вовсе не выносят прикосновений. Моя клиентка, пережившая в младенчестве опыт отсутствия материнской заботы, и заботу о который до 11 месяцев осуществлял дедушка, который между тем, что любил внучку, часто находился в состоянии алкогольного опьянения, с трудом выносила прикосновения других людей и активно избегала объятий. При рождении прикосновение для человека является новым и первоначально стрессовым стимулом. Однако, нежное любящее прикосновение связано с удовольствием. Находясь на руках у любящего человека, который осуществляет заботу о ребенке, час за часом прикосновение становится привычным и связывается с безопасностью и комфортом. Если потребность ребенка в необходимых прикосновениях не удовлетворяется, связь между контактом с другим человеком и удовольствием не устанавливается, и прикосновения могут переживаться как нечто экстремально неприятное. Прикосновение является о
чень важным для развития человека. Проводящие нервные пути тактильной чувствительности развиваются первыми и являются наиболее развитыми к моменту рождения в сравнении со зрением, слухом обонянием и вкусом. В исследованиях, посвященных развитию детей, родившихся недоношенными, было показано, что мягкий телесный контакт помогает им набирать вес, лучше спать и быстрее развиваться. Родители, обучающиеся техникам массажа младенцев и детей, способны к установлению более эмоционально теплых отношений с детьми и чувствуют себя ближе к ним. Нужно сказать о чувстве ритма, который является очень важным. Если наше тело не может поддерживать самый основной ритм жизни — ритм сердечных сокращений — мы умираем. При этом регулирование ритма не является монотонной задачей: сердце и мозг посылают друг другу сигналы, чтобы приспосабливаться к жизненным изменениям. Частота сердечных сокращений, например, должна увеличиваться при необходимости бега, и сердце должно поддерживать свою ритмичную работу, несмотря на различные обстоятельства и задачи, с которыми сталкивается организм. Регулирование частоты сердечных сокращений в состоянии стресса и контроль выброса гормонов стресса — еще две очень важные задачи, которые требуют от мозга умения поддерживать правильный ритм. Выработка множества других гормонов также имеет свои ритмы, колеблясь, например, в течение суток. И мозг не просто поддерживает единый ритм для всего организма: есть много разных процессов, которые должны быть синхронизированы не только с циклами дня и ночи (а у женщин — с менструальными циклами или фазами беременности), но также и друг с другом. При обычном нормальном развитии младенец попадает в ритмическую рутину, которая управляет всеми этими паттернами. Мать прижимает младенца к себе, когда его кормит, и его успокаивает биение ее сердца. Контакт с матерью может даже частично регулировать сердцебиение ребенка: так, согласно одной теории, внезапная смерть младенца (синдром внезапной детской смерти младенца) может происходить в тех случаях, когда младенцы лишены контактов с взрослыми и, таким образом, отсутствует критически важный сенсорный «вклад». Согласно некоторым исследованиям, еще в материнской утробе сердце ребенка бьется синхронно с сердцем матери. Ритм сердца матери обеспечивает повторяющиеся паттерны сигналов — звуковых, вибрационных и тактильных, которые необходимы для развития ствола головного мозга и находящихся там регулирующих стресс систем. Проголодавшийся ребенок плачет, а уровень его стрессовых гормонов повышается. Однако, если родители регулярно и вовремя его кормят, уровень этих гормонов понижается и с течением времени, благодаря ежедневной рутине, становится типовым и привычным. Иногда случается, что грудной ребенок почему-то в плохом настроении, ему нехорошо и он плачет; он не голоден, у него сухие и чистые пеленки, как будто ничего не болит, но он безутешен. В таких случаях родители прижимают младенца к себе, качают его, инстинктивно используя определенные ритмические движения, ласковые поглаживания и прикосновения, чтобы успокоить ребенка. Интересно, что «скорость», с которой качают детей, соответствует количеству сердечных сокращений в минуту у здорового взрослого человека в состоянии отдыха. Быстрее — и для ребенка этот ритм будет возбуждающим, медленнее — и малыш будет продолжать плакать. Чтобы успокоить малыша, необходимо физически настроить его на биение сердца — этого мастера-хронометра жизни. Младенцы научаются понимать музыкальные аспекты речи — тон голоса и его значение раньше, чем они понимают содержание. Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен, а Расул Гамзатов писал: «Песня матери – главная песня в мире: начало всех человеческих песен». Дети, которым мама в младенчестве пела песни, растут более спокойными, здоровыми, как будто колыбельная их действительно защищала и оберегала. Дело тут в установленной эмоциональной связи между матерью и ребёнком. Тесная связь и материнская любовь – это и есть защита младенца от невзгод, а колыбельная – невидимый талисман, оберег, изготовленный любящим материнским сердцем. Еще наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька, а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название «колыбель» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать). Колы
бель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Размеренность колыбельных песен совпадающая с частотой пульса и дыханием, оказывает на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие. Колыбельные песни снимают возбуждение, тревожность, действуют на ребенка успокаивающе. Для малыша не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос, ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, ласковые интонации. Ребенок реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания. Колыбельные также важны в процессе овладения ребенком речью, они играют значимую роль в развитии у него мышления. Существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте. От этого потенциала во многом зависит и уровень образованности, и социальный статус. Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А развитие мозга не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий. Поскольку песня сопровождается мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Ритм колыбельных приближен к ритму спокойного сердцебиения, поэтому они обладают успокаивающим, умиротворяющим действием. Специфический звуковой рисунок песен, плавный, размеренный ритм помогают расслаблению и засыпанию. Ритм колыбельной – это ритм сердца матери, родной и знакомый голос. Дети, лишенные музыки и ритма в то время, когда больше всего нуждаются в этом, скорее всего, будут иметь проблемы психологического характера. Когда ребенок все время плачет, и никто не приходит покачать его, успокоить и «перевести» его системы реакции на стресс и гормоны на нормальный уровень эти одинокие периоды оставят свой длительный след в его психике. Детям, которые подверглись жестокой депривации, сложно держать даже самый простой ритм. Их бессознательное покачивание циклично, но они не могут специально выделить устойчивый ритм или повторить его. Скорее всего, причина заключается в отсутствии соответствующей сенсорной стимуляции в раннем возрасте — из-за чего не возникло прочной связи между стволом мозга и его высшими отделами. Первые человеческие социальные взаимодействия начинаются с нормальной связи родитель-ребенок. Ребенок учится тому, как относиться к другим людям в социальной ситуации, в которой правила предсказуемы и могут быть вычислены. Если ребенок не понимает, что ему делать, родитель учит его. Если ребенок упрямствует в своем неправильном понимании, родитель подправляет его. Это может повторяться и повторяться. Следует ожидать, что ребенок будет постоянно делать ошибки, и научиться быстро прощать их. Этот процесс требует огромного терпения. Для детей, которых в свое время недоколыхали, язык тела и социальные ключи недоступны, они просто не воспринимают их, что порождает казусы при взаимодействии с другими людьми и самовыражении. Контакты с другими лишены гибкости и ритма, неумение понимать невербальные сигналы не дает возможности осознать, что ранит чувства человека, ставит его в тупик или выглядит со стороны пугающе странным. Во взаимодействии что-то отсутствует, слова и тон его голоса могут быть странными, и они не замечают неловкого молчания или намеков. Иногда такие люди кажутся грубыми или неадекватными, так как они не понимают, что хочет собеседник. Любая свободно протекающая беседа между людьми имеет свой ритм, но дети, лишенные чувства ритма, не знают, как его устанавливать. Кроме необходимого контакта между ребенком и заботливым родителем, который обеспечивает нормальное развитие, конечно же, существует большое количество генетически обусловленных факторов. Темперамент, на который влияют наследственность и условия внутриутробного развития (сердечный ритм матери, питание, уровень гормонов и различные вредности), — это одно. Дети, у которых от рождения системы реакции на стресс лучше отрегулированы, изначально являются более «легкими» детьми, поэтому их родители не так сильно утомляются с ними, обращаются с ними лас
ково и не оставляют надолго одних. Интеллект представляет собой также важный фактор. Высокий интеллект — это базово более быстрые информационные процессы: человеку с высоким интеллектом требуется меньше повторений сходного опыта для создания ассоциаций. Это свойство интеллекта в большой степени генетически детерминировано. Умные дети способны научаться с меньшим количеством повторений, и это означает, что они могут обходиться меньшим. Например, если обычному ребенку требуется, чтобы его мать 800 раз пришла и покормила его, когда он голоден, прежде чем он усвоит, что она обязательно придет и поможет удовлетворить его нужду, более умному ребенку хватит всего 400 повторений, чтобы создать такую связь. Это не значит, что умным детям необходимо меньше любви, возможно, что дети с более высоким интеллектом лучше справляются с лишениями. Поскольку таким детям требуется меньше повторений ситуации, чтобы построить ассоциацию, они быстрее начинают связывать людей с любовью и удовольствием, даже если получают минимум стимуляции для закрепления данной связи. Это качество также способно иногда помочь им получить недостающее внимание и любовь вне своей семьи. Хорошее отношение посторонних людей может оказаться спасательным кругом для детей, не получающих от родителей необходимой стимуляции. Хорошие умственные данные делают детей более творческими, когда им приходится принимать решения, помогают делать разумный выбор. Способность видеть альтернативные сценарии событий также помогает лучше контролировать свои импульсы. Другой важный фактор — это время действия травмирующей ситуации: чем раньше она начала действовать, тем больший вред она может принести. Любовь и забота в первый год жизни закладывают в мозге фундамент многих важных функций. О многих детях, перенесших психологическую травму, и состояние которых со временем улучшилось, известно, что у них был поддерживающий их контакт, по крайней мере, с одним взрослым человеком: доброй учительницей, участливым соседом, добродушным водителем трамвая. Доброта и любовь, получаемые младенцем, позволяет мозгу сформировать потенциальную способность к привязанности. Психологическая травма, намеренная или по незнанию, включая ту, которая вызвана недоколыханостью, вызывает перегрузку систем стрессовой реакции, что характеризуется потерей контроля. Такая атмосфера очень легко возникает в контексте предсказуемых уважительных отношений. При наличии этой ласковой «домашней основы» дети, испытавшие плохое обращение, со временем начинают чувствовать уверенность. Для выздоровления им необходимо чувствовать, что они находятся в безопасности и контролируют происходящее. Таким образом, ни в коем случае нельзя применять к этим детям тактику принуждения и силовые методы лечения. Литература: Перри Б. Мальчик, которого растили как собаку
Источник: https://psy-practice.com/publications/travmy/nedokolihaniy/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © psy-practice.com