«Бережливый стартап» (Lean Startup)

Инновации и изменения в социальном секторе часто происходят слишком медленно, но, применяя в своей деятельности концепцию «бережливого стартапа», которая все чаще успешно используется в мире бизнеса, НКО могут запускать, тестировать и внедрять новые программы и сервисы более эффективно.

Об этом в своей статье «The Promise of Lean Experimentation», опубликованной в Stanford Social Innovation Review, пишут Питер Мюррей и Стив Ма.

Поделитесь этой статьей с коллегами

Как «Бережливый стартап» стал новым форматом работы НКО

Новая концепция предпринимательства, сформулированная в 2011 году Эриком Рисом и получившая название «Бережливый стартап» (Lean Startup), быстро получила признание и распространение в среде стартапов. И это не удивительно – концепция, в основе которой лежат простые принципы (создавайте минимально жизнеспособный продукт и получайте обратную связь от ваших пользователей), минимизирует затраченные усилия и увеличивает шансы предприятия на успех.

Данную концепцию начали использовать многие технологические компании и стартапы, но для социального сектора она подходит не в меньшей степени и может применяться для решения проблем, возникающих при создании новых проектов или программ.

В качестве одного из примеров новой волны НКО, применяющих в своей деятельности методологию «бережливого стартапа», можно привести некоммерческую организацию Worldreader. Их миссия – дать доступ к цифровым книгам детям из малообеспеченных семей. Всего за 5 лет она расширила свой охват до 54 стран и предлагает 15 000 книг на 43 языках.

Такого результата удалось достичь благодаря экспериментам и постоянной итерации – тому, на чем основывается «бережливый стартап».

Быстрое создание простых прототипов продукта (то, что называется «минимально жизнеспособный продукт», или MVP), запуск и получение обратной связи от тех, для кого этот продукт предназначается, а затем доработка и изменение продукта на основе полученной обратной связи – так выглядит методология «бережливого стартапа».

Эксперименты и итерации

Основатели Worldreader стали применять методологию с первого дня – вместо того, чтобы тратить время и деньги на запуск полноценной платформы, они разработали небольшую версию сайта (их MVP), которую они могли протестировать.

В своем эксперименте они дали Amazon Kindle для чтения электронных книг 16 шестиклассникам в Гане. Идея была такая – детям понравятся электронные книги, они будут читать больше, и уровень их грамотности будет расти.

Несмотря на то, что тестирование было проведено совсем на небольшом количестве детей из одной школы, оно позволило организации найти недостатки в их платформе и устранить их до того, как они начали вкладывать больше времени и ресурсов в инициативу.

Например, оказалось, что экраны Kindle постоянно разбиваются, потому что дети сидят на них во время перемен. Организация объяснила детям, как нужно пользоваться устройствами, и в то же время попросила Kindle сделать у нового поколения устройств экраны крепче – и они сделали.

Годом позже Worldreader вновь применили подход быстрых экспериментов. Распространение в развивающихся странах простых телефонов, обладающих базовыми функциями, открыло перед организацией новые возможности для того, чтобы привлечь детей к чтению.

Но вместо разработки и последующего внедрения выбранного стратегического плана, Worldreader решили поступить иначе – они провели небольшой эксперимент, чтобы проверить основную гипотезу: будут ли вообще дети в развивающихся странах читать книги на простом мобильном телефоне?

Организация объединилась с разработчиками и создала приложение, которое состояло лишь из списка книг и редактора для чтения. Никаких дополнительных функций в этой MVP-версии продукта не было, но они и не требовались. Имеющейся функциональности хватило для того, чтобы протестировать гипотезу.

Оказалось, что сразу после запуска приложения его скачали и начали использовать тысячи людей. Только после этого, убедившись в востребованности продукта, Worldreader приступили к разработке полноценного приложения, которым теперь ежемесячно пользуются более 185 тысяч читателей.

Искусство бережливости

В своей работе авторы статьи (Питер и Стив – президент и старший партнер Accelerate Change, организации, помогающей НКО осуществлять их миссию) регулярно общаются с социально ориентированными организациями. 

Когда Питер и Стив рассказывают о бережливой организации, они часто воспринимают слово «бережливый» слишком буквально и удивляются: конечно, их организация бережливая, это же некоммерческая организация. 

Но существует огромная разница между понятиями «быть бережливым» и «быть экономным». Последнее обычно и имеют в виду НКО и действительно стараются быть экономными: платят сотрудникам низкие зарплаты, полагаются на пожертвования и работают в дешевых офисах. 

Бережливость – это не попытка сократить затраты, а процесс, позволяющий за счет быстрых экспериментов сократить ненужные усилия и не тратить время и ресурсы на то, что в конечном итоге не решает существующие проблемы.

В этом и заключается суть «бережливого стартапа» – ускорить процесс проверки эффективности идей и, соответственно, отказаться от неэффективных идей и работы с теми идеями, у которых есть потенциал.

Безусловно, все это не значит, что от долгосрочного планирования нужно отказаться. Планирование по-прежнему важно, просто сама его природа такова, что оно допускает мало возможности для экспериментов и рисков, поэтому хорошо подходит для проблем, у которых существуют проверенные решения, но уже плохо справляется с новыми проблемами, требующими новых подходов. 

Методология «бережливого стартап

<span class=

Методология «бережливого стартапа» имеет несколько ключевых компонентов, которые можно представить в следующем порядке (но помните, что этот процесс не линейный, а скорее циклический, и последовательность компонентов может меняться).

Идеи и анализ. Помня о тех, для кого вы создаете продукт или сервис (или, еще лучше, находясь с ними в одной комнате), придумайте идеи, которые могут решить проблемы этих людей или помочь им достичь их целей. В то время как вы развиваете свои идеи, проанализируйте похожие решения, которые уже существуют, и подумайте, в чем ваш подход может быть лучше.

Изучение аудитории. Выходите из офиса и узнавайте больше о тех людях, которым хотите помочь. Наблюдение и разговоры с этими людьми помогут вам понять, чего они действительно хотят и что им нужно. (На этом этапе у вас могут появиться идеи, которые вы раньше не рассматривали, это вернет вас к фазе идей и анализа.)

Создание продукта. Выберите одну или две самые рискованные гипотезы и создайте минимально жизнеспособный продукт (базовый прототип идеи). В большинстве случаев ваш минимально жизнеспособный продукт будет пробной версией вашего продукта или сервиса, но в меньшем масштабе. Также создайте примерную финансовую модель для вашей идеи, которая учитывает расходы и потенциальные источники дохода.

Еще одной опцией является создание «бумажного MVP» – инструмента, который значительно сокращает стоимость тестирования идеи. «Бумажный MVP» может быть простой брошюрой о еще не созданной программе или страницей с онлайн-регистрацией в сервисе, который будет запущен в ближайшее время.

Тестирование. Представьте созданный вами MVP вашей аудитории и получите от них обратную связь. Продукт необходимо протестировать таким образом, чтобы в результате получить данные, которые помогут вам объективно оценить его жизнеспособность.

Работа с данными. Проанализируйте результаты вашего тестирования: насколько полезным оказался ваш MVP? Встретились ли вам непредвиденные проблемы? Не оказалась ли цена продукта слишком высокой? 

Если результаты говорят, что из этой идеи ничего не выйдет, забудьте о ней и начните тестирование другой идеи. Чем быстрее вы откажетесь от неработающей идеи, тем больше ресурсов вы сэкономите.

Если же вы получили хорошие результаты, используйте обратную связь от пользователей для того, чтобы улучшить вашу идею. Продолжайте тестирование и итерации, пока не получите версию продукта, которая всех устроит

Масштабирование. После того, как у вас на руках оказалась работающая идея, используйте все данные, которые вы собрали, для того, чтобы масштабировать идею и перейти к созданию полноценного продукта или сервиса.

Практика «бережливого стартапа»

Чтобы посмотреть, как работает методология «бережливого стартапа» на практике, можно обратиться к примеру CHIRLA (Coalition for Humane Immigrant Rights of Los Angeles), организации, которая помогает иммигрантам, столкнувшимся с дискриминацией, бедностью, нелегальным статусом или языковым барьером.

В 2014 году организация начала разработку нового сервиса, который мог бы улучшить жизнь тех, кому она стремится помочь, а также был бы финансово стабильным (приносил прибыль, которая позволяла покрывать хотя бы текущие расходы).

Вместо того чтобы тратить много времени и финансовых ресурсов на внедрение одной или двух идей, которые могут и не сработать, организация решила использовать новую методологию и всего за несколько месяцев смогла протестировать жизнеспособность более чем десятка потенциальных сервисов.

На этапе идеи и анализа команда CHIRLA обратилась к своему опыту работы с мигрантами – что может быть нужно этим людям? Как им можно помочь? 

Используя свой опыт и знания, они составили список из более чем двух десятков потенциальных проектов, среди которых были финансовые сервисы (например, предоплаченные дебетовые карты для тех, кто не мог воспользоваться услугами банков), юридические сервисы, классы английского языка и многое другое. Затем CHIRLA провела исследование, чтобы узнать о подобных сервисах, которые уже предлагали другие организации. 

На этапе создания продукта было выбрано 14 сервисов и для каждого из них создан MVP – брошюры, которые описывали сервис. Эти брошюры сделали идеи реальными программами и предложениями и позволили организации оценить потребность в каждом из сервисов. 

Следующая фаза работы заключалась одновременно в изучении аудитории итестировании. Было проведено более 100 интервью, что помогло понять, будут ли эти люди пользоваться данными сервисами, или нет.

После этого началась работа с данными – выяснилось, что 10 из 14 сервисов либо недостаточно востребованы, либо нуждаются в слишком большой доработке. 

Одним из четырех сервисов, которые оказались востребованными, был сервис, предлагающий уроки, которые помогли бы сдать письменный экзамен на получение водительских прав в Калифорнии. 

В Калифорнии недавно был принят закон, позволяющий недокументированным иммигрантам подавать на получение водительских прав. При этом согласно официальной статистике 70 процентов из тех, кто сдавал экзамен не на английском языке, не могли пройти его с первой попытки. 

CHIRLA увидела в этом возможность помочь недокументированным иммигрантам (большая часть которых как раз попадает в те 70 процентов), разработала план курса, который поможет сдать экзамен, и быстро перешла к тестированию этой идеи.

В рамках тестирования организация подготовила MVP – трехчасовой подготовительный урок. Оказалось, что после такого урока 90 процентов участников успешно справляются с экзаменом и в более длительном курсе, состоящем из нескольких уроков (это была первоначальная идея организации), нет необходимости. 

Также подтвердилось то, что есть спрос на такие уроки и люди готовы платить за них. Основываясь на полученных результатах, CHIRLA приступила к детальной разработке сервиса и сегодня помогает тысячам иммигрантов сдать экзамен и получить водительские права.

Все преимущества «бережливого стартапа»

Методология «бережливого стартапа» может помочь организациям улучшить многие аспекты их деятельности, но особенно эффективна она для следующего.

  • Тестирование спроса на новые идеи. Методология позволяет организациям определить, существует ли потребность в той программе или сервисе, который она планирует создать.
  • Тестирование краткосрочного результата. Благодаря методологии «бережливого стартапа» можно быстро протестировать стратегии, которые направлены на получение определенных краткосрочных результатов. A/B-тестирование, при котором организация тестирует альтернативные подходы на разных выборках респондентов, является одним из инструментов данного метода. 
  • Повышение эффективности деятельности. «Бережливый стартап» помогает организациям повысить эффективность их деятельности, давая возможность выявить и устранить лишние этапы в рабочем процессе.
  • Увеличение дохода. Поскольку своими корнями методология «бережливого стартапа» уходит в бизнес-среду, она хорошо подходит для тестирования новых стратегий, которые имеют потенциал приносить организации прибыль. 
  • Организация граждан. Методология позволяет организациям экспериментировать с различными социально ориентированными кампаниями и тактиками по их проведению. Благодаря тестированию можно быстро понять, какие медиаканалы и призывы к действию действительно мотивируют людей. 

Проблемы «бережливого стартапа»

Несмотря на то, что новая методология изменила подход многих компаний к созданию бизнеса, в социальном секторе она не применяется достаточно широко. Одно из объяснений этому – некоторые ограничения методологии, связанные именно с социальным сектором.

Быстрые эксперименты «бережливого стартапа» не заменят лонгитюдных исследований – нет, например, способа протестировать, как скажется наша помощь детям сейчас на их оценках в старших классах.

Социальную пользу вообще трудно измерить, используя для этого числа (зато можно измерить прибыль, и с этим «бережливый стартап» может помочь).

«Бережливый стартап» лучше всего работает как инструмент для тестирования и улучшения отдельных программ и процессов – это сильные его стороны, которые могут использовать НКО. 

В бизнес-мире компании применяют методологию «бережливого стартапа» для того, чтобы выживать в условиях возрастающей конкуренции и постоянных технологических изменений, те, кто не адаптируется к изменяющейся среде достаточно быстро, умирают.

Организации в социальном секторе, как правило, не так уязвимы для этих изменений, но, поскольку потребность в инновациях и работе в изменяющихся условиях (и, соответственно, решениях для новых задач) возрастает и в социальном секторе, можно предположить, что скоро все больше НКО начнут применять методологию «бережливого стартапа» в своей деятельности. 

Возможности «бережливого стартапа»

Главная же ценность методологии «бережливого стартапа» для некоммерческих организаций заключается в том, что с ее помощью можно за недели (если не дни) протестировать идею или новый подход – то, на что обычно у организаций уходят месяцы и даже годы. 

Если идея провалилась во время тестирования, отлично, можно попробовать что-то другое. Если же идея оказалась жизнеспособной, ее можно дорабатывать на основании полученной обратной связи от пользователей, снова тестировать и снова дорабатывать – до тех пор, пока у вас не получится действительно хороший продукт или сервис. 

Все, что нужно, чтобы сделать методологию «бережливого стартапа» частью рабочего процесса, – просто начать ее использовать. Говорить с пользователями, определять проблемы, придумывать решения, создавать MVP, тестировать их и непрерывно улучшать. 

Об авторе:

Исследователь и фотограф. Окончила факультет социологии Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге. Продолжила образование в Институте медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» в Москве, где занималась исследованием городского пространства с помощью user-generated контента. Сфера интересов: новые технологии и их влияние на практики социального взаимодействия, визуальные коммуникации.

Информация с сайта:

https://te-st.ru/2015/09/01/the-promise-of-lean-experimentation/?utm_content=bufferf2e94&utm_medium=social&utm_source=facebook.com&utm_campaign=buffer